Jack Johnson (jack_johnson_v) wrote,
Jack Johnson
jack_johnson_v

К тупой метафизике, впрочем, куда чаще склонны мужчины, у женщин всё проще.

Поистине, женщины довольно безразличны к вопросу о существовании души, но крайне небезразличны к вопросу о существовании души у женщин.
Проблема деторождения для меня - лишь элемент мозаики, частный случай проблемы смысла жизни в целом. Женщина не задумывается о смысле деторождения, для неё это лишь вопрос технической реализации. Почему это так - другой элемент мозаики. Если возможность родить появляется, то вопрос "зачем?" у большинства женщин даже не возникает; чем выше ощущение (пусть даже иллюзорное) социальной защищённости, финансового благополучия, уверенности в будущем и т.п. - тем менее даже важен вопрос "от кого?"; для меня же, в свою очередь, вторично то, насколько это тяжело финансово, сколько времени это занимает, сколько сил отнимает и т.п. Практическая реализация зависит для меня зависит от ясности и точности ответа на вопрос "зачем?". Причём ясность требуется в обоих направлениях (т.е. и "зачем не"); требуется взвесить обе чаши весов, что опять-таки зависит от ответа на чисто философский и абстрактный вопрос о смысле жизни.
Подозреваю, кстати, что не только многих женщин, но и самого Захара тошнит от абстрактной философии - примерно также, как у меня вызывает омерзение "женский роман" или любые иные проявления романтизма и сентиментализма. Иначе бы Захар вряд ли бы стал употреблять предикат "тупая" относительно метафизики. И здесь необходимо сделать отступление, дабы пояснить термин "метафизика", а также её связь и отношение с философией - поскольку под одним этим именем скрываются как минимум четыре различные сущности. Люди часто путают их меж собой, демонстрируя тем самым вечную необходимость применения принципа исправления имён. Также и Платон в "Государстве" обличает тех, что говорят о богах как о людях, то есть "о неизвестном как об известном", и тем самым преумножают заблуждения.

Если имена исправны, существует порядок. Если в имянарекании допускается путаница, возникает беспорядок\смута. Путаница эта причиняется излишне изысканными объяснениями. Такие объяснения стирают грань между приемлемым и неприемлемым, правильными и ошибочным, истинным и ложным.

Поэтому воздержусь также и от "излишне изысканных объяснений", опустив и определения, которые этому термину давали Витгенштейн или Гегель, и упоминание Симплиция, и ницшеанско-хайдеггерские подходы, и прочее, ограничусь лишь нижеследующими четырьмя.
Первое значение термина "метафизика" эквивалентно одноимённому сборнику из 14 трактатов Аристотеля. Второе изложено в трактате Канта "Пролего́мены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки" (да, повторюсь уже не первый раз, ударение на О вслове "пролегомены" - почему-то постоянно слышу это слово с ударением на Е). Третий смысл (подозреваю, что Прилепин говорит "метафизика" именно в этих рамках) - это то, как толпа невежд воспринимает что-то сложное и непонятное, связанное то ли с эзотерикой (опять-таки в вульгарном, не пифагорейском смысле), то ли с философией. Четвёртый смысл - единственно меня интересующий - был задан величайшими мыслителями 20 века, чьи имена так часто слышны из уст, не достойных их произносить, и так часто печатаются в книгах (если не блогах) тех авторов, которые не достойны их упоминать, что у меня нет никакого желания называть их, sapienti sat. Пытаться выделить кого-то из них главным было бы равносильно выделить главную точку на окружности драгоценной чаши с изысканным вином - с какой стороны ни пригуби, напиток будет тот же. И каждый из них говорил об "одном Огне, горящем на разных алтарях", но самый близкий (лично мне) из них понимал метафизику как Sophia Perennis.
Вергилий был проводником Данте сквозь все круги Ада и Чистилища. Блаженный Августин снизошёл к отчаявшемуся Петрарке. Я же обращаю свой недостойный ум и своё полное тревог сердце к этому мыслителю, и наставление Шанкарачарьи в строфах 33-42 "Драгоценного камня различения" я бы выполнил именно по отношению к нему.
Посему я признаю мою склонность к метафизике (к собственному стыду порой недостаточную), но считаю, что прилагательное "тупая" допустимо употреблять по отношению к ней лишь в одном единственном случае: при составлении оксюморона.
Tags: Прилепин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments